За кадром фильма «Анна на шее»

Елизавета

Administrator
Команда форума
Administrator
Сообщения
25,292
Реакции
66,789
За кадром фильма «Анна на шее»: Почему Александр Вертинский не хотел сниматься с Аллой Ларионовой, а позже осыпал ее цветами

1620107105929.png

21 год назад, 25 апреля 2000 г. ушла из жизни знаменитая советская актриса Алла Ларионова, которую называли первой красавицей отечественного кино 1950-х гг. Одной из первых ее ролей, после которых о ней заговорили не только в СССР, но и за рубежом, была главная роль в экранизации рассказа А. Чехова «Анна на шее». Ее партнером по съемочной площадке стал легендарный артист Александр Вертинский. Поначалу он был категорически против того, чтобы эту роль сыграла Алла Ларионова, но после знакомства с ней не только изменил свое мнение, но даже отправлял ей целые корзины белой сирени…


Экранизировать одноименный рассказ А. Чехова доверили режиссеру Исидору Анненскому, который к тому моменту снял уже несколько фильмов по чеховским произведениям: свою дипломную короткометражку «Медведь» и полнометражные «Человек в футляре» и «Свадьба». Сценарии для своих картин он, как правило, писал сам, и этот фильм не стал исключением. Режиссеру удалось собрать блестящий актерский состав: в фильме снимались звезды советского театра и кино того времени Михаил Жаров, Алексей Грибов, Владимир Владиславский. Роль князя исполнил знаменитый певец, композитор, поэт и актер Александр Вертинский.

Звездный час Аллы Ларионовой


Самым сложным для режиссера оказался выбор главной героини. В пробах приняли участие 22 актрисы, и среди них Анненский выбрал выпускницу ВГИКа Аллу Ларионову. Она дебютировала в кино всего за 2 года до этого момента, но уже успела прославиться не только в СССР, но и за рубежом: фильм «Садко», где Ларионова сыграла главную женскую роль, был представлен на Венецианском кинофестивале, и за рубежом актриса произвела фурор. Журналисты и кинокритики писали о «солнце Венеции в волосах у Аллы» и называли ее «самой молодой, самой веселой, самой красивой». Ее приглашали сниматься в Голливуде, сам Чарли Чаплин предложил ей роль в своем фильме, но, конечно, за границу ее не отпустили. Зато по возвращении в СССР Ларионова узнала о том, что утверждена на главную роль в фильм «Анна на шее», который стал ее визитной карточкой и звездным часом.


Выбор главной героини многим показался неудачным и непонятным. Александр Вертинский был категорически против кандидатуры Аллы Ларионовой и настаивал на том, чтобы главную роль отдали более опытной актрисе. К тому же, по его мнению, Ларионова абсолютно не соответствовала типажу чеховской героини, которая в рассказе описывалась так: «Аня так же, как мать, умела щурить глаза, картавить, принимать красивые позы, приходить, когда нужно, в восторг, глядеть печально и загадочно. А от отца она унаследовала темный цвет волос и глаз, нервность и эту манеру всегда прихорашиваться». Светловолосая голубоглазая Ларионова не только внешне была совсем другой – она и по своей внутренней природе не соответствовала чеховским героиням. Но Анненский был непреклонен. Он говорил: «Выбор Аллы Ларионовой на главную роль имел в известной степени принципиальное значение: я всегда стремился привлекать на экран актерскую молодежь».

Премия за красоту!


Киностудия им. М. Горького, на которой проходили съемки, не обладала такими же возможностями, как «Мосфильм», постоянно возникали проблемы с павильонами и реквизитом. После бала героиня должна была проснуться в роскошной огромной кровати, которой не оказалось на киностудии. Кровать из красного дерева подходящих размеров нашлась только у актера Евгения Моргунова, и он согласился одолжить ее для съемок. А позже не раз шутил, что в его постели спала Алла Ларионова.


Наблюдая за работой Ларионовой на съемочной площадке, Вертинский кардинально изменил свое мнение – он увидел в начинающей актрисе профессионала. Из-за нехватки павильонов одну из сцен снимали в гараже киностудии. Помещение не отапливалось, пахло бензином, на улице стоял 20-градусный мороз, а Ларионовой предстояло «нежиться» в кровати «роскошной спальни» в легком пеньюаре. С поставленной перед ней задачей актриса справилась блестяще, не жалуясь на экстремальные условия съемок. Вертинский наблюдал за ее работой со стороны, а по завершении съемки подошел и поцеловал ей руку, приговаривая: «Браво… Браво…».

Кадр из фильма *Анна на шее*, 1954
Лед между ними таял с каждым днем совместной работы. И когда его герой отпускал комплименты героине Ларионовой, уже казалось, что Вертинский все эти слова адресует самой актрисе: «Вы очаровательны!», «Чаровница! Несравненная!», «Премия за красоту!», «Прелесть!» Ларионова восхищалась аристократическими манерами Вертинского и прислушивалась к его советам относительно правил этикета, он в ответ восхищался ее красотой и самоотверженностью в работе. Конечно, им тут же приписали роман за кадром. Но на самом деле их с тех самых пор и до последних дней Вертинского связывали теплые дружеские отношения.
 

Елизавета

Administrator
Команда форума
Administrator
Сообщения
25,292
Реакции
66,789
Актер всегда один


У красавицы-актрисы всегда было множество поклонников, и их знаки внимания постоянно давали поводы для сплетен. Не стал исключением и Вертинский. Известный ценитель прекрасного и невероятно галантный кавалер, он умел изысканно высказывать свое восхищение, но в этом не было никакой двусмысленности. Они встречались и после съемок в разных городах, он присылал Ларионовой корзины белой сирени, что казалось просто невероятным в феврале, когда у актрисы был день рождения. Когда у актрисы родилась дочь Алена, Вертинский хотел стать ее крестным отцом. К сожалению, этого он не успел – 21 мая 1957 г. легендарного артиста не стало.


Однажды Вертинский прислал Ларионовой свою фотографию с такими словами на обратной ее стороне: «Желаю Вам большой карьеры и верю в нее, но не спешите с личной жизнью. Помните, что Вы обречены стучать в сердца людей и укрощать зверей… и поэтому не разжалобливайте себя мыслями об одиночестве. Актер всегда один. Но зато он Бог! А Боги одиноки». Смысл этих слов о публичном одиночестве актеров Ларионова по-настоящему поняла только годы спустя…

Чехов без чеховской атмосферы


Когда в мае 1954 г. фильм «Анна на шее» вышел на экраны, у зрителей он имел невероятный успех: его посмотрели почти 32 млн человек, картина стала лидером проката этого года. У кинотеатров собирались огромные очереди, открытки с изображением Аллы Ларионовой тысячами разметали в киосках. На Международном кинофестивале в Италии в 1957 г. «Анна на шее» получила «Золотую оливковую ветвь». Полные кинозалы фильм собирал не только в СССР, но и в Южной Америке, куда творческая группа отправилась с гастролями.

Кадр из фильма *Анна на шее*, 1954
А вот кинокритики этих восторгов не разделяли. Они упрекали режиссера в том, что он не воссоздал главного – атмосферы литературного первоисточника. Фильм получился ярким, эффектным, но при этом лишенным чеховской тонкости. Главная героиня была очень убедительна в образе роскошной красавицы на балу, которая наслаждается блеском высшего света, но при этом, кажется, вовсе не страдает от того, что ей пришлось выйти замуж за богатого старика.

Кадр из фильма *Анна на шее*, 1954
Виктор Шкловский писал: «…получилась лента, в которой была изображена польза лёгкого поведения. Женщина оказалась морально не разоблачённой. И это произошло прежде всего оттого, что не было передано чеховское отношение к жизни. Мир, в который попадает Анна, не страшен, а привлекателен. При кажущемся повторении сюжета, при его помощи раскрыто не то, что раскрывал Чехов…». Режиссер Михаил Ромм был с ним согласен: «Анненским снят не чеховский материал по самой стилистике… Большинство персонажей этой картины – не из того круга людей, который живописал Чехов».

Кадр из фильма *Анна на шее*, 1954
Тем не менее «Анну на шее» многие единодушно называли одной из лучших киноработ актрисы, дальнейшая творческая судьба которой сложилась не так успешно, как можно было ожидать после такого триумфа.

 
Сверху