За кадром фильма «Родня»

Елизавета

Administrator
Команда форума
Administrator
Сообщения
16,242
Реакции
49,290
За кадром фильма «Родня»: Как съемки едва не стоили жизни Нонне Мордюковой

Кадры из фильма *Родня*, 1981

11 лет назад, 6 июля 2008 г. ушла из жизни знаменитая актриса, народная артистка СССР Нонна Мордюкова. Она сыграла более 60 ролей в кино, одной из самых ярких из них стала Мария Коновалова в фильме Никиты Михалкова «Родня». Зрители рыдали от смеха в эпизоде ее танца с Богатыревым («Танцевать, теща!»), не подозревая о том, что этот танец чуть не стал для актрисы последним…


Автором сценария к фильму «Родня» был Виктор Мережко. Он написал его специально для Нонны Мордюковой. Актриса прочитала его за одну ночь и тут же дала согласие на съемки. При этом, по ее мнению, такой фильм мог снять только один режиссер – Никита Михалков, и она сама ему позвонила. Сценарий ему понравился, и режиссер согласился приступить к работе. На тот момент актриса даже не подозревала, чем обернется для нее это решение.

Кадр из фильма *Родня*, 1981

Кадр из фильма *Родня*, 1981

К съемкам приступили летом 1980 г. С первых же дней между режиссером и актрисой начались конфликты. Первый из них возник из-за того, что они по-разному представляли себе внешний облик главной героини. Михалков хотел видеть простую деревенскую женщину, а Мордюкова отказывалась появляться на съемочной площадке без макияжа и прически. Актриса жаловалась своей сестре, что режиссер над ней издевается, превращая ее в «страшную тетку с серебряными зубами». В сердцах она даже покинула съемки и вернулась только после того, как узнала слухи о том, что ее роль хотят отдать Римме Марковой.


Виктор Мережко рассказывал, что реакция темпераментной актрисы была очень бурной: «Чего?! А чего это вдруг, какое он имеет право? Сценарий чей, твой?» Я говорю: «Сценарий уже «Мосфильму» принадлежит, это не мой сценарий». – «Так заберём! Деньги вернёшь, заберём! Римму Маркову он будет… Не будет Римма Маркова там сниматься – я буду!». Как оказалось, Михалков нарочно пошел на эту хитрость, чтобы вернуть Мордюкову, – и не прогадал. В результате она пошла на уступки и согласилась даже на вставные зубы, химическую завивку и нелепую футболку с эмблемой Олимпиады-1980. А Римма Маркова все же снялась в фильме, правда, в роли администратора гостиницы.

Кадр из фильма *Родня*, 1981


Узнав о том, что в фильме снимается Нонна Мордюкова, местные жители собирались вокруг съемочной площадки и ждали обеденных перерывов, чтобы угостить любимую артистку: приносили картошку, соленые огурцы, сало и даже самогон. Мордюкова сидела на скамейке и сортировала всю эту снедь, чтобы досталось всем членам съемочной группы.

Кадр из фильма *Родня*, 1981
 

Елизавета

Administrator
Команда форума
Administrator
Сообщения
16,242
Реакции
49,290
Сложнее всего Нонне Мордюковой дался эпизод с танцем в ресторане. Актриса ни в чем не хотела уступать своему партнеру Юрию Богатыреву, и на репетициях себя не щадила, хотя состояние ее здоровья на тот момент и не позволяло ей так лихо отплясывать. Все это едва не завершилось трагедией: после одной из репетиций актрисе стало плохо, ее увезли на «скорой». В больнице оказалось, что у нее случился сердечный приступ. Актриса не призналась в том, что незадолго до съемок пролежала в больнице почти полтора месяца с сердечной недостаточностью. К счастью, на тот момент все обошлось. Спустя три дня Мордюкова снова приступила к съемкам.


Светлане Крючковой, которая исполнила в фильме роль дочери главной героини, тоже пришлось несладко: «У меня были каблуки 10 сантиметров, комбинезон, наглухо застёгнутый весь день, наклеенные ногти, что по тем временам вообще было необычно, химическая завивка. Этот образ, придуманный Никитой Михалковым, был очень далёк от моего собственного». Правда, она тогда была начинающей актрисой и спорить с режиссером даже не думала.



Немногие из зрителей узнали в девочке Иришке, внучке главной героини, юного актера Федора Стукова, который в том же году снялся в главной роли в фильме «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», а спустя год – в «Острове сокровищ». Михалкову так и не удалось найти подходящую девочку на эту роль – все претендентки выглядели недостаточно нахальными, и Иришку пришлось сыграть Федору, с которым режиссер уже работал в фильме «Несколько дней из жизни И. И. Обломова». В будущем Стуков стал режиссером телепередач и реалити-шоу, а в качестве актера появился на экранах только трижды после долгого перерыва.


Съемки фильма проходили не в павильоне, а в настоящей квартире, на настоящем вокзале и в настоящем ресторане. Подходящим местом для съемок режиссеру показался город Днепропетровск. Там жил брат сценариста Виктора Мережко, и он подал эту идею Михалкову. Из окон выбранной квартиры открывался вид на стадион, за матчем на котором наблюдала в одной из сцен героиня Мордюковой. Однако и тут возникли сложности. Дело в том, что во времена СССР Южный машиностроительный завод в Днепропетровске выполнял заказы для оборонной промышленности. Из-за этого город считался режимным объектом. Администрация дала разрешение на съемки с условием: в кадр не должен попадать «Южмаш». Но он находился как раз возле стадиона. Поэтому эти кадры частично пришлось снимать в Киеве.

Кадр из фильма *Родня*, 1981
При сдаче фильма снова возникли проблемы, из-за которых «Родня» полтора года пролежала на полке. Цензорам фильм показался опасным и не соответствующим советской действительности. В руководстве Госкино Михалкову заявили, что «таким увидеть советский народ можно было только из окна «Мерседеса». Картине дали 4-ю категорию и закрыли. Пришлось вырезать сцены с солдатами – в это время шла Афганская война, и эти кадры вызывали «ненужные» ассоциации с военными действиями. Кроме этого, пришлось внести огромное количество правок. И только после того, как фильм однажды посмотрел и оценил Юрий Андропов, категорию тут же изменили на первую, и «Родню» выпустили в прокат.

Нонна Мордюкова в фильме *Родня*, 1981
Одним из самых драматичных моментов стали съемки финальной сцены на перроне. Мордюковой никак не удавалось сыграть ее так, чтобы режиссер остался доволен. Он снова пошел на хитрость, но на этот раз сам за это поплатился.

 

Елизавета

Administrator
Команда форума
Administrator
Сообщения
16,242
Реакции
49,290
Нестандартный режиссерский прием

Во время съемок Родни
Съемки проходили на железнодорожном вокзале в Днепропетровске, и Михалков вознамерился добиться от актрисы самого трагического выражения на лице. Изучая опыт своих западных коллег, он видел, как доводят актеров до состояния взрыва эмоций. Он решил применить этот опыт на практике и во время съемки сцены, где Нонна Викторовна по сюжету ищет своего бывшего мужа, провожающего сына в армию, стал натурально доводить ее до состояния глубокого горя, ощущения потери.

И груз ей дал в руки непосильный, буквально кирпичами набил ее чемодан, чтоб неподъемный был, и даже пошел на прямые оскорбления. Он сидел на операторской вышке и заставлял повторять дубль за дублем, не удовлетворяясь полученным результатом. И с вышки своей ее бабкой обзывал, говорил, что тяжело ей роль играть, не получается сыграть.

Нонна Мордюкова
В какой-то момент в Мордюковой поднялась такая волна ярости, что совладать с ней она уже не могла. Она бросила свой неподъемный чемодан и побежала к вагончику, служившему для артистов гримеркой. Но забежать в него и закрыться ей не удалось. Режиссер каким-то образом спустился с вышки раньше и не давал ей закрыть дверь.

Она попыталась просто оттолкнуть его, ударив, что было сил его в грудь кулаком, но потерпела неудачу. Тогда актриса схватила Михалкова за грудки так, что все пуговицы с его импортной щегольской рубашки посыпались в разные стороны. Пяткой по колену двинула, а он все равно стоит, как скала. Нонна Викторовна сдалась и просто бросилась на постель. А он молча ушел.

Примирение


Через несколько минут к ней пришел оператор, Павел Лебешев. Стал уговаривать на площадку вернуться. Актриса не соглашалась. Она считала совершенно недопустимым подобное поведение режиссера. Её, Народную актрису, он посмел унизить при всей съемочной группе, да еще и перед толпой зрителей, наблюдавших за процессом съемки.

Пока врачи Скорой помощи, дежурившей на площадке, делали ей укол, она кричала на оператора, прогоняя его с глаз долой. Лебешев терпеливо стал объяснять, что сейчас и свет правильный в кадре, и лицо у нее такое трагическое, что за душу берет. Но Мордюкова кричала, что так обращаться с собой не позволит, просто в Москву уедет, по закону право имеет от дальнейших съемок отказаться.


Оператор ушел, попросив ее сообщить о готовности продолжать работу. А у нее в голове крутились его фразы о правильном свете и нужном выражении на лице.

На площадку она вернулась, но общалась с Михалковым теперь исключительно через оператора. Михалков на ухо Лебешеву шепчет, что надо делать, а тот уже его команды передает актрисе.

Нонна Мордюкова в фильме Родня
Нонна Викторовна все сделала, но от повторного дубля отказалась категорически. А после съемок, когда страсти улеглись, актрису в гостиницу пришли утешить ее товарищи. Пока она на стол накрывала, в номер пришел Михалков. Друзья Мордюковой испарились, а режиссер стал горячо просить у нее прощения. Она и ухом не вела. А обернулась, глянула на него – он натурально плачет. И руки к ней протягивает.

И Нонна Викторовна сдалась. Обнялись они и стояли долго, пока Никита Сергеевич не попросил ее к группе съемочной выйти, о примирении своем объявить. Встречали их чуть ли не аплодисментами.

 
Сверху