Талант и драма жизни художника Караваджо

Елизавета

Administrator
Команда форума
Administrator
Сообщения
17,818
Реакции
52,299
Талант и драма жизни художника Караваджо - жестокого человека из жестоких времён

1572934771299.png

Горячий характер Караваджо был так же известен, как и его полотна. Он был жестоким человеком, но он жил в жестокие времена. Его противоречивость раскрывается в биографии (он часто принимал участие в преступных действиях и попадал под тюремный срок) и продолжается в его работах (глубокая реалистичность и крайняя жестокость проявлялась даже в религиозных работах, что приводило к неоднозначной оценке церкви как заказчика этих картин).

Драма жизни

Микеланджело Мериси да Караваджо (29 сентября 1571–18 июля 1610) - противоречивый и один из наиболее влиятельных художников XVI века.

1572934834249.png
Говоря о биографии, важно отметить что все драматические события находили отражение в цветах и сюжетах его полотен. Драматичность началась практически сразу после рождения художника, которое произошло за неделю до битвы при Лепанто, кровавого конфликта, в котором турецкие захватчики были изгнаны из христианского мира. Когда Караваджо было шесть лет, бубонная чума прокатилась по его жизни. Хотя художник и его семья отступили в деревню Караваджо, к октябрю 1577 года его отец, дедушка, бабушка по отцовской линии и дядя умерли от чумы. К 1592 году в возрасте 21 года Караваджо также потерял свою мать и младшего брата. По словам писателя Эндрю Грэхема-Диксона, автора биографии 2011 года «Караваджо: «Он будто не может избежать преступления. Как только его покровительствует знатное лицо, приветствует Папа, приглашают рыцари Мальты, он должен что-то сделать, чтобы все испортить. Это почти роковая ошибка». Действительно, несмотря на свой талант и гениальные работы, Караваджо многое пришлось преодолеть. После смерти всех родных художник переехал работать в Милан и зарабатывал на жизнь с помощью портретной живописи.


Он переехал в Рим, Его карьера, однако, была недолгой. Караваджо убил человека во время драки и сбежал из Рима. Он умер вскоре после этого, 18 июля 1610 года. Милан в конце XVI века был опасным, жестоким местом. Он был обстановкой, созревшей для искушения и провокации молодого и уже травмированного темпераментного художника. После участия в убийстве художник бежал в Рим в 1592 году и оставался там до 1606 года. Здесь Караваджо провел несколько месяцев в качестве помощника художника Джузеппе Чезари, популярного художника фрески. У Чезари Караваджо научился изображать фоновые цветы и фрукты, что позволило ему обращать внимание на детали и нюансы натюрмортов.


Также в Риме его работа стала популярной благодаря технике тенебризма - использование тени, чтобы подчеркнуть светлые области. Время Караваджо в Риме закончилось драматическим образом. Караваджо был замешан в многочисленных преступлениях и несчастных случаях насильственного характера, часто защищался от судебного преследования. В одном из наиболее ярких эпизодов, 24 апреля 1604 года, Караваджо начал драку с официантом, в ходе которой разбил его лицо тарелкой. Эмоциональный характер Караваджо и проблемы с законом достигли своего апогея 28 мая 1606 года, когда Караваджо убил своего бывшего друга Рануччо Томассони, возможно, в контексте дуэли из-за супруги второго. Караваджо бежал из Рима до того, как против него были выдвинуты официальные обвинения в убийстве: он был приговорен к бессрочному изгнанию, осужден как убийца и в последующем приговорен к смертной казни.


Затем художник провел девять месяцев в контролируемом испанцами городе Неаполе, прибыв туда к сентябрю 1606 года. В этот период Караваджо начал больше экспериментировать с цветом и контрастом. В 1607 Караваджо переехал на Мальту и получил покровительство генерала Фабрицио Сфорца Колонны. За время своего пребывания на Мальте Караваджо добился больших успехов и выдающегося положения, и 14 июля 1608 года он был призван в Орден Рыцарей Мальты. Его работы этого периода являются отличительными (опять же сказываются изменения в жизни) - он начал рисовать более быстрыми мазками и использовал более красно-коричневые оттенки. Художник вернулся на Апеннинский полуостров только для того, чтобы умереть.

Влияние

Хотя только 21 работа была приписана художнику, Караваджо оказал огромное художественное влияние на своих коллег в те года и сегодня. К 1605 году другие римские художники начали подражать его фирменному стилю. Рембрандт и Диего Веласкес, включили драматические световые эффекты Караваджо в свои собственные работы. Стиль Караваджо быстро приобрел преданных последователей «караваджистов», которые наполнили свои композиции его принципами живописного искусства. Работа Караваджо сформировала работу многих более поздних художников: от Рембрандта в Голландии и Диего Веласкеса в Испании до Теодора Жерико во Франции. Его драматическое чувство постановки и инновационная обработка света и тени также непосредственно вдохновили многих ведущих деятелей кино, в том числе Пьера Паоло Пазолини и Мартина Скорсезе. Караваджо был идентифицирован как образец стиля позднего маньеризма или как предвестник эпохи барокко.



Религиозная тематика

Караваджо очеловечил божественных личностей, сделав их людьми низшего класса. Таким образом, Караваджо критиковал и идеализированные фигуры итальянского ренессанса и римских классических традиций. Временами его «натурализм» был слишком велик для его покровителей. Чувствовалось, что его изображение религиозных деятелей иногда граничило с «вульгарным». Но передавая правду, его картины смогли передать глубокие эмоции и духовность. В течение 5 лет его религиозные картины считались самыми захватывающими в Риме. Его натуралистический стиль должен был хорошо соответствовать потребностям католического контрреформационного искусства, как это было установлено Советом Трента, но некоторые из них считались церковными властями слишком жестокими и отвергались.
Кровавые драмы далекого священного прошлого художник изображал так реалистично, будто они происходили в наши дни. Он подчеркивал бедность и общую человечность Христа и его последователей, апостолов, святых и мучеников. Подчеркивая их рваную одежду и грязные ноги. Он также разработал оригинальную технику кьяроскуро, используя экстремальные контрасты света и темноты, чтобы подчеркнуть детали жеста или выражения лица: вытянутая рука, выражение отчаяния или тоски.

«Обращение Савла»

Полотно «Обращение Савла» - одна из двух картин, заказанных Тиберио Серази, казначеем Климента VIII (правил в 1592-1605) для его часовни в церкви Санта-Мария-дель-Пополо в Риме. Другой картиной было "Распятие Св. Петра". Эти работы - обе из которых до сих пор висят в часовне - были вторыми версиями, поскольку первые версии Караваджо были отклонены. Другая версия говорит о том, что сам Караваджо, обнаружив, что капелла, для которой предназначалась первая картина, перестроена, счел его неподходящим к новому архитектурному пространству и решил изобразить сюжет иначе. Картина описывает эпизод, произошедший с Савлом (будущим апостолом Павлом) на пути из Иерусалима в Дамаск и описанный в Новом Завете (Деяния святых апостолов: Деян. 9:3—7). Караваджо запечатлел момент, когда на земле лежит Савл, свалившийся с коня, оглушенный падением и ослепленный слепящим сиянием. Этот свет символизирует Глас Божий. И именно этот свет, превосходящий солнечное сияние, прежде всего опишет Караваджо. Свет такой интенсивности, что вне его - все тьма. Самой поразительной выглядит фигура коня: занимая всю верхнюю и среднюю часть картины, она нарушает классический канон искусства, который возбраняет на исторической или религиозной картине животное. Как всегда, Караваджо демонстрирует свое мастерство кьяроскуро - затенение, используемое для придания объема фигурам, а также тенебризм - драматическое использование тени и света, чтобы сфокусировать внимание зрителя на ключевых областях работы. После его смерти эти живописные элементы станут отличительными чертами «караваджизма», и вдохновят художников по всей Европе.


В архиве церкви Санта-Мария дель Пополо хранится запись любопытного диалога между настоятелем церкви и художником:
— Почему у вас лошадь посредине, а Савл, будущий апостол Павел, лежит на земле?
— Так надо.
— Значит ли это, что лошадь должна заменить у вас Бога?
— Нет, она лишь освещена божественным светом.

Несмотря на то, что Караваджо был забыт после его смерти, он в конечном итоге стал признанным отцом-основателем современной живописи. Он был ключевым художником в переходе искусства от сухого маньеризма к новому стилю барокко, который повлиял на период Ренессанса и на многих будущих мастеров, от Диего Веласкеса до Рембрандта.

 

Елизавета

Administrator
Команда форума
Administrator
Сообщения
17,818
Реакции
52,299
15 проникновенных работ Караваджо, глядя на которые становится не по себе

1573050033354.png

Большинство картин Караваджо было сосредоточено вокруг цикла пыток, огромной борьбы и смерти. Такие художники, как Рубен, Рембрандт, Хосе де Рибера и Джан Лоренцо Бернини были под сильным влиянием его работ и называли себя Караваджисты. И как бы прискорбно это не звучало, но у Микеланджело была травмирующая личная жизнь, помимо всего этого, он был приговорён к смертной казни по обвинению в убийстве, за которое он был вынужден бежать из Неаполя. И несмотря на то, что великий художник скончался в 1610 году, по сей день бытует мнение и есть споры относительно его смерти и некоторые предполагают, что это было убийство.

Неверие апостола Фомы, 1601-1602 гг.

Неверие апостола Фомы

И в этой работе художник использовал технику светотени, где чётко видно идеальное взаимодействие тёмных и светлых оттенков. Христос крепко держит правую руку святого Фомы, направляя его указательный палец сквозь нанесённую ему рану. Наряду со Святым Фомой на портрете изображены ещё два апостола, которые представлены в деревенской манере. Христос представлен как обычный человек, а не божественное существо, поскольку его не окружает ореол.

Распятие Святого Петра, 1600 год

Распятие Святого Петра

На картине изображён Святой Петр, наполовину пригвождённый к кресту, в перевёрнутом виде, так как он не хотел представлять соперника Христу Спасителю. Вокруг этой работы есть ощущение спокойствия, поскольку лицо жертвы лишено боли или напряжения, вместо этого он, кажется, принимает свою мученическую смерть с распростёртыми объятиями, что контрастирует с настроением палачей, которые изо всех сил пытаются выполнить свою задачу с эффективностью. Нет зрителя, который стал бы свидетелем распятия, которое, следовательно, превращает его в личный кризис, а не в историческое событие.

Поцелуй Иуды, 1602 год

Поцелуй Иуды

Здесь изображен арест Христа. Помимо Иисуса, другие присутствующие фигуры включают Иоанна, трёх солдат, Иуду, а также человека с фонарём в руке. Фигуры были помещены на тёмном фоне с единственным источником света, являющимся фонарём. Помимо светотеневой расстановки освещения, жизнеподобное представление фигур, драматическое представление и духовное измерение выводят его на совершенно иной уровень, делая картину невероятно проникновенной и реалистичной.

Лютнист, 1596 год

Лютнист

Существует две версии этой картины, первая из которых находится в коллекции Вильденштейна, а вторая – в Эрмитаже. Как оказалось, есть и третий вариант, замеченный в 2007 году в глостерширском Бадминтон-хаусе. Во всех трёх вариантах виден темноволосый мальчик с нежными чертами лица с лютней в руке, поглощённый любовной песней. Те, что в Бадминтон-хаусе и Эрмитаже, показывают стол без скатерти с цветами и фруктами с одной стороны и скрипкой с другой. В коллекции Wildenstein скатерть покрывает стол, в то время как спинетта заменяет натюрморт, а певчая птица, которая находится в клетке, также видна в «кадре».

Пишущий Святой Иероним, 1605-1606 гг.

Пишущий Святой Иероним

Караваджо написал эту работу по заказу кардинала Сципиона Боргезе, племянника Папы Павла V. Стареющий святой поглощён Писанием, когда он протягивает свои худые руки к одному концу стола, в то время как за ним «наблюдает» череп, который в свою очередь является напоминанием о силах смерти, которых он не может избежать, но изо всех сил пытается преодолеть. Картина была украдена в 1986 году и восстановлена через два года.

 

Елизавета

Administrator
Команда форума
Administrator
Сообщения
17,818
Реакции
52,299
Жертвоприношение Исаака, 1603 год

Жертвоприношение Исаака

Две картины между 1598 и 1603 годами, как говорят, имеют одно и то же название. Хотя это приписывается Караваджо, есть предположения, что это работа Бартоломео Кавароцци, его последователя. Здесь изображён момент, когда Авраам находится на грани принесения в жертву своего сына после выполнения божественного повеления.

Рождество со святым Франциском и святым Лаврентием, 1600 год

Рождество со святым Франциском и святым Лаврентием

Говорят, что Фабио Нути заказал эту картину в 1600 году во время своего пребывания в Палермо. На картине запечатлён тот самый момент, где младенец Христос лежит на земле, а Мадонна сидит рядом. Персонажи, окружающие её, сохраняют обычную осанку и элегантный внешний вид. Эта картина была обработана очень точно, и отделка более отполирована по сравнению с большинством других картин Караваджо. Этот шедевр был украден в 1969 году и до сих пор не найден.

Отдыx на пути в Египет, 1597 год

Отдыx на пути в Египет
Это произведение искусства вращается вокруг упокоения младенца Иисуса с Иосифом и Марией, когда они все собираются отправиться в Египет. Караваджо полностью захватывает сцену, изображающую мать Марию, спящую вместе со своим ребёнком, в то время как Иосиф видит рукопись для ангела, чтобы сыграть гимн. Это была первая работа художника, выполненная в большом масштабе, где ему удалось выйти из своего увлечения живописью в тёмных пространствах. Угол создаёт чувственную и светящуюся ауру, в то время как представление матери и ребёнка, кажется, выполнено очень тонко.

Погребение святой Лючии, 1608 год

Погребение святой Лючии

Караваджо сделал эту картину, сохранив Святую Люсию, известную христианскую мученицу в качестве основного сюжета. Он написал её в 1608 году после побега из тюрьмы и в этом ему помог Марио Миннити.

Натюрморт с фруктами, 1601–1605 гг.

Натюрморт с фруктами

На каменном столе стоит плетёная корзина, наполненная овощами и фруктами. Идеальное взаимодействие света и тьмы делает это произведение неимоверно глубоким и привлекательным.

 

Елизавета

Administrator
Команда форума
Administrator
Сообщения
17,818
Реакции
52,299
Отрицание (отречение) святого Петра, 1610 год

Отрицание святого Петра

В этой работе была представлена библейская тема Петра, отрицающего Христа после того, как последний был арестован. Говорят, что это одна из двух его последних работ, возможно, законченных летом 1610 года. Караваджо, как говорят, переживает много личных потрясений в то время и не сфокусированный характер этой работы свидетельствует о том же. Фигуры тесно скомпонованы, в то время как большие области остаются в темноте, так что по большей части физическая сущность персонажей скрыта.

Воскрешение, 1619 год

Воскрешение

Караваджо использует глубокие тени и сильное освещение, чтобы ярко изобразить напряжённую драму, связанную с Воскресением Христа. Представление очень сложное, поскольку все тела скручены и помещены на тёмном фоне. Общий баланс был красиво создан при помощи смешивания ярких цветов с мягкими, приглушёнными оттенками.

Мадонна с ребёнком и Святой Анной, 1619-20 гг.

Мадонна с ребёнком и Святой Анной

Это одна из поздних религиозных работ Караваджо, которая, однако, не была столь успешной, как другие его картины. Дева Мария занимает центр кадра со своим младенцем сыном и ступает на змею, которая представляет греховность и злые дела. Иисус без одежды, а также босиком, как и его мать. Старая, морщинистая бабушка, наблюдающая за всем этим зрелищем, также присутствует на сцене. Эти фигуры проецируются на свет, в то время как весь холст находится в темноте. Церковные служители сочли эту работу неприличной, убрав её из собора Святого Петра ровно через два дня после её выставки.

Семь деяний милосердия, 1607 год

Семь деяний милосердия

Эта работа, известная также как «Семь актов милосердия» и является отражением семи практик милосердия, которым следуют христианские нормы. Художник снова прибегает к использованию техники светотени, создавая резкий контраст во всём. По словам Ральфа ван Бюрена, историка искусства немецкого происхождения, яркий свет метафорически представляет милосердие, помогая зрителям включить его в свой образ жизни.

Коронование терновым венцом, 1607 год

Коронование терновым венцом

На картине изображён терновый венец, с силой надетый на голову Иисуса перед самым его распятием, чтобы посмеяться над его притязаниями на власть. Тело Христа было представлено в скрученной форме, техника, для которой Караваджо получил вдохновение от Бельведерского торса, мраморной статуи.

Другие известные картины Караваджо включают «Поклонение пастухов» (1609), «Воскрешение Лазаря» (1609) и «Бичевание Христа» (1607).

 

Елизавета

Administrator
Команда форума
Administrator
Сообщения
17,818
Реакции
52,299
14 реалистичных картин Караваджо, от которых мурашки по телу (часть 1)

1573278930505.png

Микеланджело Караваджо – итальянский художник, прославившийся своим творчеством в период между 1590-ми и 1610-ми годами. Он сыграл значительную роль в вдохновении живописи барокко и его произведения искусства значительно изображали физическое, а также эмоциональное состояние человека. Легендарный живописец использовал технику светотени, отмеченную сказочным взаимодействием света и тьмы, которое называлось тенебризмом.

Призвание апостола Матфея

Призвание апостола Матфея

Это один из шедевров Караваджо, где изображена тема Иисуса, вдохновляющего Матфея идти по его стопам. Благодаря представлению этой картины, художнику удалось запечатлеть бессмертные и мирские миры в одной рамке. Произведение было написано для капеллы Контарелли или часовни Контарелли, и в настоящее время оно висит рядом с мученичеством Святого Матфея.

Вакх, 1595 год

Вакх

Знаменитая картина маслом, представляющая чувственный образ молодого мальчика, одетого как Вакх, лежащего в головном уборе из виноградных листьев и винограда, откинувшись в уникальной позе, возясь со своим платьем. Перед ним лежали фрукты и красное вино, а в руке он держал кубок, возможно приглашая своих зрителей принять участие в празднике. В изображении могут быть следы гомоэротизма, и, как утверждают многие критики, а вместе с ними и искусствоведы, Караваджо мог выражать свои собственные романтические чувства через этот образ. Помимо всего этого, ходят слухи о том, что моделью является сам художник.

Медуза, 1595-1598 гг.

Медуза

Две версии этой картины были созданы в 1596 и 1597 годах, где был выдвинут момент казни Медузы Персеем. Картина имеет ужасную привлекательность, поскольку Караваджо проектирует обезглавленную голову Медузы и ставит своё собственное лицо, чтобы захватить все эмоции женского монстра. Ужасный и странный взгляд на лике подчёркивает увлечение художника реализмом и насилием. Поговаривают о том, что сам кардинал Франческо Мария дель Монте поручил художнику написать эту картину, которую он намеревался подарить Фердинандо I Медичи, герцогу Тосканы. Техника тенебризма, включающая тонкий контраст тёмного и светлого наряду с реалистическим подходом, придаёт картине трёхмерную привлекательность, делая её поистине ужасающе прекрасной и пугающе привлекательной.

Обращение святого Павла, 1600 год

Обращение святого Павла

Эта работа вместе с другой картиной, а именно распятие «Святого Петра», была заказана Тиберио Серази, который в итоге отверг оба произведения в первом случае. И несмотря на то, что картины не одержали одобрения, в скором времени были сделаны их вторые версии, которые находятся в часовне Cerasi в настоящее время. В этой работе зафиксировано событие, когда апостол Павел (Савл из Тарса) направлялся в Дамаск, чтобы уничтожить христианскую общину, но изменил свою миссию после того, как увидел Христа. Неровные формы и бессвязные узоры освещения создают ауру кризиса, полностью отражая созданную художником атмосферу.

Нарцисс, 1597–1599 гг.

Нарцисс

«Нарцисс» – популярная тема классической мифологии, сосредоточенная вокруг красивого юноши, который влюбляется в своё собственное отражение и умирает после того, как его переполняют страсть и одержимость, был отчетливо представлен Караваджо. Здесь видно, как юный паж страстно вглядывается в своё собственное изображение, искаженное и разбитое. Здесь во всей красе реализована концепция тенебризма, где художник резко контрастирует между светлыми и тёмными пространствами, придавая некоторым деталям и элементам невероятную глубину. Кроме того, темнота, царящая вокруг центрального персонажа, добавляет ощущение меланхолии, навевая тоску и состояние необоснованной тревоги.

Обезглавливание Иоанна Крестителя, 1608 год

Обезглавливание Иоанна Крестителя

Ещё один шедевр Караваджо и значительное произведение в мире западной живописи, где главной темой является казнь Иоанна Крестителя. Пока жертва занимает мэйнфрейм, рядом с ним также присутствует Саломея с золотым блюдом в руке для получения головы. Как оказалось, помимо Саломеи, есть ещё один свидетель этого ужасного происшествия. Изображение обладает пустым пространством, хотя из-за большой площади холста персонажи изображены в натуральную величину. Контраст между светом и темнотой, помимо использования красного и жёлтого, придают живой и реалистичный вид всему произведению искусства.

Корзина фруктов, 1596 год

Корзина фруктов

Пожалуй, это один из самых живописных натюрмортов художника, на котором изображена плетёная корзина, наполненная летними фруктами, стоящая на краю уступа. Караваджо намеренно представляет детали так замысловато, что червивое яблоко, высушенный лист и запылённый виноград тут же бросаются в глаза, акцентируя на них внимание.

 

Елизавета

Administrator
Команда форума
Administrator
Сообщения
17,818
Реакции
52,299
Давид и Голиаф, 1599 год

Давид и Голиаф

Здесь представлена одна из ранних картин Караваджо – библейская тема Давида и Голиафа. Давид, юноша, как видно, схватил Голиафа за волосы. Взаимодействие между светом и тьмой было сказочно изображено здесь. Только посмотрите на то, как художник мастерски создал контраст, подчёркивая ноги, плечи и руки Давида яркими бликами, в то время как темнота преобладает повсюду. Первоначально картина была перегружена мелодрамой, где было спроецировано ужасающее и паническое лицо Голиафа. Он изменил это позже, сосредоточив основное внимание на Давиде, чьё лицо было скрыто в темноте.

Положение во Христе, 1603-1604 гг.

Положение во Христе

Это один из лучших алтарей Караваджо, сделанных для часовни в Chiesa Nuova. Группа из шести человек видна в кадре с Иоанном евангелистом, держащим верхнюю половину тела Христа. А Святой Никодим, который выдёргивал гвозди из его ног, поддерживает нижнюю часть тела Христа. Форма и движение в картине диагональные, а её реалистичность вызывает неподдельный интерес у зрителя. В нижней левой части изображено растение под названием коровяк, которое, как говорили, обладает целебными свойствами, а также защищает от злых духов, символизируя таким образом победу над смертью и Воскресение. Это произведение искусства послужило вдохновением для Рубенса, Жерико, Сезанна и Фрагонара.

Ужин в Эммаусе, 1601 год

Ужин в Эммаусе

Ещё одна увлекательная картина Караваджо сосредотачивается вокруг времени, когда после Воскресения Иисус становится видимым для своих учеников Клеопы и Луки, в Эммаусе (город, о котором говорится в Новом Завете), но исчезает из их места в кратчайшие сроки. Изображение персонажей в натуральную величину на тёмном фоне создаёт необычную ауру.

Давид с головой Голиафа, 1607 год

Давид с головой Голиафа

Художник придаёт этой работе реалистичный оттенок, изображая голову Голиафа, свисающую с руки Давида, с кровью, капающей повсюду.

Юдифь и Олоферн, 1598-99 гг.

Юдифь обезглавливает Олоферна

Эта работа проливает свет на библейское событие Юдифь, молодой, очаровательной вдовы, обезглавившей ассирийского генерала Олоферна путём обмана. Моделью в роли Юдифь считается Филлида Меландрони, которая даже позировала для большинства других работ Караваджо. Ходят слухи о том, что художник, сделал и вторую версию этой картины, которая была обнаружена в 2014 году в Тулузе, хотя её подлинность всё ещё под вопросом.

Гадалка, 1594 год

Гадалка

Есть две версии этой картины, сделанные в 1594 и 1595 годах соответственно, хотя даты были оспорены в обоих случаях. Бедно одетый мальчик занимает центральную рамку вместе с цыганской девочкой, которая читает его ладонь. Есть чувство удовольствия, когда они оба смотрят друг другу в лицо. При внимательном осмотре картины замечено, что девушка лукаво снимает с мальчика кольцо, нежно поглаживая его руку. Джованни Петро Беллори, который написал биографию Караваджо, упоминает, что женская модель – это прохожий, которого художник выбрал, чтобы сохранить оригинальность в своей работе, а не черпать вдохновение у своего мастера.

Музыканты, 1595 год

Музыканты

Картины с музыкантами за работой, казалось, были популярной темой в то время, как Церковь начала поощрять возрождение в области музыки. Говорят, что до сих пор эта группа была самой сложной и амбициозной из работ Караваджо, поскольку ему было трудно чётко представить четыре фигуры, что придавало ей неуклюжий эффект. В настоящее время картина находится в плачевном состоянии, хотя её оригинальность сохранилась.

 

Елизавета

Administrator
Команда форума
Administrator
Сообщения
17,818
Реакции
52,299
Главная загадка любимой картины Караваджо: Лютнист или лютнистка?

1573537997014.png

Картина Караваджо «Лютнист» – любимая работа художника и настоящая жемчужина Эрмитажа. Мастерски написанный натюрморт, изобретательная техника с новшествами и тайна главного героя картины. Кто же изображен на полотне – лютнист или лютнистка?

«Лютнист» - ранняя работа Караваджо, через которую мастер стремился передать реальность окружающего мира. Картина была предназначена для частной коллекции живописи Винченцо Джустиниани (одного из самых богатых коллекционеров в Западной Европе ), который купил ее в в 1628 году. Впоследствии она была перепродана барону Денону для коллекции в Эрмитаж в 1808 году. На сегодняшний день эта картина считается одной из жемчужин коллекции Эрмитажа и является единственной работой известного итальянского мастера в России.


Биография мастера

Творчество Караваджо вобрало в себя традиции северо–итальянского ренессанса, пронизанное глубоким гуманизмом. Оно в значительной степели определило ход развития искусства в последующие годы. Результаты художественного ремесла Караваджо оказали сильное влияние на художников во всех регионах Италии и в Западной Европе, что в итоге определило его как отца–основателя реалистического стиля итальянского барокко. Эмоциональное, полное драматического эффекта, его искусство отражало страстный, необузданный характер самого художника.

1573538101031.png

Сюжет картины

«Лютнист» был написан в 1595–96 годах по заказу одного из искушенных знатоков этого периода, маркиза Винченцо Джустиниани. Главная ее мысль – символ любви и гармонии, но ряд искусствоведов причисляют картину к жанру vanitas, символизирующему мимолетность человеческой жизни. Другие нашли в ней религиозно–назидательное содержание или представление пяти человеческих чувств. На картине изображена фигура молодого мальчика (или девушки – в этом главная загадка картины), играющего на лютне. Музыкальная композиция, которую воспроизводит герой – это четыре мадригала Жака Аркадельта 1539 года. Приоткрытый рот молодого человека может указывать на то, что герой подпевает своей музыке. Он одет в белую льняную рубашку с открытой шеей. Рубашка свисает с плеч широкими рукавами. Густые каштановые волосы удерживаются лентой. Особенно загадочно задумчивое выражение лица героя под резко очерченными широкими бровями.

Фрагменты

Лютнист или лютнистка?

Биограф итальянских художников XVII века Джованни Беллори принял героя за девушку. Лента, вплетенная в волосы героя, очень мягкие и даже нежные черты лица, персиковая бархатная кожа, утонченные тонкие пальцы подчеркивают скорее женственные черты, нежели мужественные. Именно поэтому Беллори видел на картине лютнистку.
Только в начале ХХ века искусствоведы сошлись во мнении, что на полотне изображен все–таки юноша (позировал художнику, предположительно, его друг и коллега Марио Миннити). Эту версию доказывают ноты мужского композитора, созданные под мужской голос. Кроме того, на картине изображены музыкальные инструменты (лютня и скрипка), которые в эпоху Караваджо считались мужскими.
Уникальность и красоту окружающего мира Караваджо передал через лицо героя и объекты, составляющие натюрморт.

Натюрморт

Цветы в букете, помещенные в прозрачный стеклянный сосуд, образуют изысканную гамму цветов. Здесь есть ирисы, дамасская роза, гвоздика, жасмин, маргаритки, цветы тимьяна (букет указывает на сезоны с конца весны до начала лета). Персик, апельсин и виноград, груши, инжир, слива и огурец образуют изысканный фруктово–овощной натюрморт. Кусочки фруктов лежат на мраморной плите, они чрезвычайно яркие и блестяще окрашенные. В хрустальной вазе зритель видит букет цветов, который заставит ревновать даже Яна Дэвидса де Хема. В натюрморте Караваджо проскальзывает символика картины.

Символизм

Любовь как тема этой работы обозначена главным инструментом, лютней, и другими дополняющими тематику элементами.
Роза – это цветок Венеры, символ любви.
Персики символизируют крепкое здоровье, а также истину и спасение и используется в качестве замены греховному яблоку.
Гнилые плоды – это символ старения. Зрелые плоды символизируют плодородие и изобилие (дополняют тему vanitas).
Ирис – это атрибут мужества, доблести, достоинства (еще один плюс к версии о мужском поле героя).
Инжир, плод которого имеет очень много семян — символ изобилия. Натюрморты XVI-XVIII веков пользовались такой популярностью у частных заказчиков именно по причине демонстрации изобилия и роскоши владельца. Показать свой статус и свое положение в обществе - очень популярный тренд в эти годы.
Лютня – это архаичный инструмент, прославленный в начале XVI века. Потрескавшаяся лютня была метафорой любви, которая терпит неудачу (отсылка на поэму «Королевские идиллии» Теннисона: «Это маленькая трещина в лютне вскоре остановит музыку»).
Скрипка Кремона играет две важные роли на картине: во–первых, она помогает удерживать музыкальные ноты открытыми и удобными для игры лютниста. Во–вторых, расположение скрипки словно приглашает зрителя принять участие в музыкальной сцене и насладиться талантом героя. Композиционная и смысловая роль.

Композиция картины

Резкий падающий слева свет освещает юношу, делая его фигуру объемной и трехмерной, остальные элементы картины находятся в намеренной полутени. Ракурсная лютня с изогнутой клавиатурой демонстрирует виртуозное владение Караваджо перспективой. А четкий контраст света и тени уже намечает начальный интерес художника к технике кьяроскуро.

1573538433458.png

1573538446628.png

Караваджо удалось в уже ранние годы создать настоящий шедевр. Отличительные черты картины – поворот к реальности, монументальность, техника, которая производила удивительные эффекты света и цвета, метод живописи alla prima (исключающий предварительные наброски) – вызвали большой ажиотаж в художественном мире. Все эти черты находят свое отражение в любимой работе самого Караваджо – «Лютнист».

 
Сверху